Десять правил сохранения психического здоровья

Мысли позитивно: от этого становится легче. Береги тех, кого любишь. Продолжай учиться, пока живешь. Учись на своих ошибках. Делай физические упражнения ежедневно, это улучшает самочувствие. Не усложняй свою жизнь излишне. Старайся понимать и поддерживать тех, кто вокруг тебя. Не сдавайся! Помни, что успех в жизни - это марафон. Узнавай себя, ищи и развивай новые таланты. Ставь себе цели и следуй за мечтой.

29 сентября 2017 г.

Привет, Эми! Ты хороший человек



Лет десять назад один мой коллега любил приговаривать: "Хороший человек - это не профессия". Говорилось это с чуть заметным оттенком сожаления, а может быть, с досадой. 

Помню, что те времена начали нам казаться непростыми (кому-то и сейчас нелегко, да?): не всегда к лучшему перемены, новые, подчас взаимоисключающие требования, расширение трудовых обязанностей, снижение жалованья, формализация, бумажный вал отчетности как ненужное дополнение к творческой работе. И (внимание, мой любимый термин) "оптимизация", - слово не имеющее на практике ничего общего с желанием сделать вас счастливее и чуточку оптимистичнее, просто потому, что «вы работаете с самым дорогим, что есть у всех нас - с детьми, вы закладываете основы нравственности, доверия к миру, как следствие, личностной успешности и нашего общего благополучного будущего, а значит, сами должны уметь доверять и быть благополучными, а мы рядом, мы поддержим...". Всё немножко не так. И, конечно, никто не собирается делать нас счастливыми, пока мы сами для себя не примем это сложное, судьбоносное решение. 

Существует также мнение, что не бывает плохих или хороших людей. Бывают разные обстоятельства. И с этим легко согласиться.  В общем, тема про "хороших людей" весьма не однозначна и кому-то уже наскучило это сумбурное введение.

Однако они ведь есть, хорошие люди, - по всему миру и во все времена, работают по призванию, с успехом сохраняя свою профессиональную позицию. И кто-то их замечает, как редкое явление "в наши дни".
Я не являюсь учителем, или воспитателем, который видит, общается со своим классом, группой 4-6 дней в неделю. Я педагог дополнительного образования, а это означает, что я встречаюсь с  вашими детьми раз в неделю. Всего лишь на час. 

Много это или мало? По-разному. С кем-то из взрослых (а, значит, и с их ребенком) встретились, разошлись, забыли, - не успели присмотреться друг к другу, или не сразу возникло взаимопонимание (так бывает, это нормально); а с кем-то складываются тёплые отношения и даже дружба. 

Сложно это или просто? Бывает сложно, если отношение поверхностное, если кто-то воспринимает мое дело как необязательное "дополнение" к "основному". И почти всегда бывает просто, легко, радостно, потому что этот час и есть то ценное, ради чего я работаю, расту и развиваюсь вместе с вашими детьми. Кстати, за этим часом кроется больше, чем видно из фотографий или в дверную щелочку: большая подготовительная работа к занятиям, индивидуальное общение с интересующимися родителями, совместный поиск решений и ресурсов, установление доверительных отношений и с детьми, и с их родителями, последействие, иными словами, налаживание обратной связи между взрослыми всеми возможными способами для блага ребенка.

Умение и желание давать обратную связь - это почти искусство. Искусство общения, требующее ежедневного совершенствования. А с другой стороны, это самый обыкновенный, полезный жизненный навык. Для меня это понятие означает многое: "Я здесь, я на связи; я тебя заметил(а); я с тобой сотрудничаю; мне важно то, что происходит; я думаю, анализирую происходящее; я хочу говорить с тобой, я готов(а) тебя выслушать".

Я всегда стараюсь давать обратную связь. Очень надеюсь, что это происходит своевременно, корректно и ненавязчиво, не всегда, конечно, получается изящно и тонко, но, как говорится, "не ошибается тот, кто ничего не делает". Разумеется, я жду обратной связи от тех, с кем общаюсь. Потому что разговаривать друг с другом людям жизненно необходимо. Потому что без обратной связи, порой, приходится действовать наугад.

Прошедшая неделя был посвящена традиционному осеннему занятию: сбору обратной связи от родителей обучающихся прошлого учебного сезона. После летних каникул обратную связь готовы давать не все родители, пожалуй, только те, кому педагог, который, скорее всего, больше уже и не встретится с их ребенком, чем-то, все-таки, успел запомниться. Чем же? Я проанализировала те отзывы, которые прислали мне многоуважаемые родители.

Если кратко, если  собрать воедино все те жизнеутверждающие слова и пожелания, что написаны для меня родителями, то...

Дети, с которыми я встречаюсь всего час в неделю неполный учебный год, дети, у которых садик, подготовительные курсы, или школа; хор, танцы, спорт, шахматы, домашние задания; младшие братишки-сестренки капризничают; или два дома по расписанию, если родители в разводе; дети, которые переживают, что их плюшевый медвежонок потерялся, а кот куда-то пропал. Дети, а значит, и их родители, запомнили меня, потому что я хороший человек (...?!...) 

Значит, все-таки, есть такая профессия? Или это норма жизни и основной критерий профессиональной деятельности: людей всякого возраста принимать такими, какие они есть, общаться спокойно, доброжелательно, быть эмоциональной, отзывчивой, быть иногда от этого уязвимой (потому что, ну, вы помните, «хороший человек – не…»), но живой, настоящей, открытой, искренней; играть и разрешать ребячьи шалости. Говорить с вами, уважаемые родители, и с вами, мальчики и девочки, с вами, такими взрослыми и такими маленькими. 

Говорить о важном. О чувствах и эмоциях, о том, что происходит с человеком в разные моменты его жизни, о трудностях и успехах, о том, что есть лучшее именно в тебе, о том, как подружиться и как жить дальше, если с тобой никто не хочет общаться, или тебе никто не нравится; если ты слишком громкий, или наоборот, слишком робкий; если забрался под стол и не собираешься выходить оттуда, потому что там тебе лучше; о том, как быть, если ты пока не можешь стойко принимать поражение в игре и соблюдать правила. 

Этому и многому другому можно научиться, потому что я тебя принимаю таким, какой ты есть, ты важен для меня, я тебя вижу, ты можешь быть самим собой и ни с кем не конкурировать. И, да, ты можешь побыть там, где тебе нравится, захочешь присоединиться, я буду тебе рада.

Потому что ты - хороший. Ты - человек.

Отзывы родителей о работе педагога ЗДЕСЬ.
Подробности и расписание групп ЗДЕСЬ.
Описание профессионального пути педагога ЗДЕСЬ.