Десять правил сохранения психического здоровья

Мысли позитивно: от этого становится легче. Береги тех, кого любишь. Продолжай учиться, пока живешь. Учись на своих ошибках. Делай физические упражнения ежедневно, это улучшает самочувствие. Не усложняй свою жизнь излишне. Старайся понимать и поддерживать тех, кто вокруг тебя. Не сдавайся! Помни, что успех в жизни - это марафон. Узнавай себя, ищи и развивай новые таланты. Ставь себе цели и следуй за мечтой.

13 июля 2016 г.

Там, где не орут или Общешкольный подход как условие психологического здоровья ребенка

В июне 2015г. в социальных сетях мамы отметили работу знакомых им педагогов хэштегом #Там_где_не_орут Таким образом, вероятно, некоторые образовательные организации были обозначены как психологически безопасная, ненасильственная, комфортная для ребенка среда. С другой стороны, получается, есть места, где взрослые кричат на детей...
Почему так? Из наиболее частых оправданий вспоминаются фразы: «чтобы он меня услышал»…; потому что «дети по-другому не понимают»…; «добиться высокого результата иначе невозможно…»; «ребенок отбился от рук, в дневнике одни двойки»; «чтобы вырос человеком»... Всегда ли цель оправдывает средства и какой индикатор успешности ребенка является определяющим в нашем обществе? Академическая успеваемость в школе, победы в конкурсах, соревнованиях – вот основной признак успешности ребенка и залог его хорошего будущего по мнению большинства. Однако не всегда внешняя успешность помогает вырасти человеку счастливым. Что действительно важно в жизни? Существуют ли другие критерии определения успешности ребенка? У кого больше шансов вырасти успешным?


Благополучие – как зонтик, защищающий нас от непогоды. Наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка является эмоциональное благополучие как оптимальный показатель психического развития и психологического здоровья. В это понятие включается нечто более конкретное, чем удовлетворение, или счастье. Это личностное развитие и ощущение полноты жизни, посильный вклад в общество и возможность принимать решения. Благополучие напрямую связано со здоровьем. Высокий уровень благополучия приводит к развитию общества и активной гражданской позиции, что очень важно для любого процветающего государства. Именно степень эмоционального благополучия является фундаментом психологического здоровья личности, которое, в свою очередь, характеризуется как состояние человека с высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие.

Эмоциональное, психологическое благополучие защищает человека от психических расстройств. Хорошее психическое здоровье характеризуется способностью человека выполнять важные жизненные функции, такие, например, как способность обучаться; способность чувствовать, выражать и управлять своими позитивными и негативными эмоциями; способность выстраивать хорошие взаимоотношения с окружающими; возможность управлять изменениями и адекватно действовать в проблемной ситуации. Эмоциональная грамотность ассоциируется с благоприятными социальными связями; отсутствием антисоциального поведения. Человек воспринимается другими более приятным, с более развитыми социальными навыками, способным к эмпатии; благоприятными внутрисемейными и дружескими взаимоотношениями; с повышением уровня удовлетворенности жизнью, самооценка, снижением уровня тревожности и депрессивных реакций; меньшим количеством выборов рискованного поведения, ухудшающих здоровье.


При общем понимании взрослыми важности обеспечения условий для эмоционального благополучия детей то и дело замечается снижение уровня эмоционального благополучия школьника. Эмоциональное состояние детей не всегда воспринимается всерьез, эмоции рассматриваются как что-то нежелательное, исключающее разумность поведения обучающихся; то, что, возможно, мешает педагогам управлять ситуацией. Задачи по формированию эмоциональной грамотности в учебно-воспитательном процессе не ставятся, либо решаются не эффективно. Можно предположить, что одной из причин этого является слабая вооруженность педагогов технологиями обеспечения условий для эмоционального благополучия обучающихся.



Технологии профилактики эмоционального неблагополучия. Примерно в 1996 году этой проблемой всерьез занялись психиатр из Нидерландов, социолог из Дании, психолог из Канады и школьный психолог из Норвегии. Во время регулярных встреч они стали разрабатывать эмпирическую и теоретическую основу программы, опираясь на собственные исследования. При разработке программы делались акценты на: воспитание жизнестойкости; профилактику и раннее вмешательство при первых признаках неблагополучия; сокращение неравенства в области психического здоровья; поддержку наиболее уязвимых детей.
Одна из задач специалистов заключалась в разработке руководящих принципов программы. Были определены общие признаки профилактической программы для благополучия и психического здоровья детей.

В первую очередь, создатели программы были удивлены тем, как мало ведется упреждающей работы с маленькими детьми. Подавляющее большинство профилактических программ, разработаны для подростков, когда проблемы уже ярко выражены. Поэтому в качестве целевой аудитории своей программы они выбрали детей 5-8 лет (это примерный возраст, который соответствует началу формального образования). 

Еще одним признаком профилактической программы является максимальная стандартизация, как условие легкой адаптированности программы к различным странам и культурам, одинаково полезной и для мальчиков, и для девочек.

В-третьих, продолжительность профилактической программы должна быть не менее полугода, это может гарантировать то, что способности, приобретенные на занятиях, будут действительно интегрированы в жизнь обучающихся. 

В-четвертых, по задумке авторов программа должна быть обязательным компонентом в плане школы, преподаватели должны пройти соответствующее обучение, программа должна быть экономически эффективной.

Определяющим принципом программы должно стать стимулирование детей к поиску своего собственного пути, нахождению собственных решений. Роль педагога в данном случае, заключается в том, чтобы способствовать детской активности, обмениваться опытом друг с другом, и учиться друг у друга. В тот момент, когда дети найдут собственные способы, педагог может помочь им задуматься о важных вопросах: будет ли выбранная ими стратегия полезной для них, не навредит ли другим. Для того чтобы справиться с этими задачами, активизировать детей, в программу должны быть включены разнообразные упражнения, ролевые игры и задания.



Как могла бы выглядеть образовательная организация, в которой главной целью является благополучие ребенка? «Улучшение» учебного процесса, работа на результат не должны выстраиваться без учета эмоциональных потребностей и эмоционального контекста взаимоотношений с педагогами и сверстниками. 

Период школьного детства играет определяющую роль в формировании этих умений. Устойчивое эмоционально-положительное самочувствие – это основа возрастных социальных потребностей младшего школьника, без которой невозможно формирование мобильной, гибкой, способной к социальной адаптации и нацеленной на самореализацию личности. 

Если все участники процесса обучения и воспитания осознают важность развития эмоциональной компетентности и объединения общих усилий, то повышение эмоциональной компетентности педагогов послужит на пользу не только академической успешности, но и будет способствовать физическому здоровью, как детей, так и взрослых. Эмоциональная грамотность является средством профилактики профессионального выгорания, так как один из сильнейших факторов риска, ведущих к выгоранию - отрицательные эмоции, испытываемые на работе.

Одним из наиболее эффективных решений в создании условий для развития эмоциональной грамотности среди детско-взрослой общности можно назвать «общешкольный подход». Пусть не смущает слово «общешкольный». Любая образовательная организация по определению обязана задумываться о формировании ненасильственной образовательной среды, о создании благоприятных условий для укрепления психического здоровья детей и взрослых в том месте, где, порой, проводятся лучшие часы жизни.

Дети, которые имеют благоприятные, почтительные отношения со взрослыми, как правило, склонны показывать повышенный уровень учебного взаимодействия, социального и эмоционального развития. В коллективе, где уважительное отношение к себе и другим является нормой, а оскорбление чести любого человека считается нарушением более тяжелым, чем прогул или вандализм, каждый случай вражды или травли становится событием исключительным и противоестественным.

Для сохранения и укрепления психического здоровья и благополучия детей важно мобилизовать все образовательное учреждение, стремиться к тому, чтобы это стало «делом каждого»: администрации, сотрудников, обучающихся, родителей, общественных организаций. Это должно относиться ко всей школе, включая организацию, структуры управления, взаимоотношения, образовательное пространство, учебный план и педагогические практики.

Наиболее эффективные программы, как правило, включают в себя согласованную деятельность, активные формы обучения, акцент на развитии одного и более навыков, обучение специальным навыкам не является целью (как в коррекционных программах). Социальный аспект обучающей среды, этика и окружение, раскрывается через усиление социальных и эмоциональных навыков в рамках внеурочной деятельности и через окружение; выстраивание «эмоционально грамотной» политики образовательного учреждения; выстраивание позитивных детско-взрослых отношений; через непрерывное профессиональное развитие и обучение педагогического состава; активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.

Принцип общешкольного подхода распространяется на вовлечение родителей, что расширяет возможности участия семьи в обучении ребенка эмоциональной грамотности. При этом необходимо обеспечивать родителей актуальной информацией, поощрять их участие и их стремление стать более эмоционально грамотными и компетентными родителями. Приветствуется и взаимодействие с НКО, благодаря которому расширяются границы, появляются новые возможности сотрудничества.



Основные шаги внедрения общешкольного подхода могут предприниматься в направлении профессионального обучения коллектива и выстраивания максимально открытого, конструктивного, уважительного, полезного для всех сотрудничества с коллегами, родителями.

При условии соблюдения структурированного подхода к реализации стратегии в рамках всей образовательной программы, соблюдения этики, учета окружения и родительских обязательств на основании данных об эффективности детских социальных, эмоциональных, поведенческих и академических результатов, а также данных по результатам опросов родителей, были выявлены основные характеристики эффективных программ в рамках общешкольного подхода:
- реализация в течение длительного периода времени;
- использование согласованного комплекса мероприятий по достижению целей;
- встраивание социального и эмоционального обучения в повседневное взаимодействие;
- проявление эмоциональной грамотности за пределами школы;
- мониторинг эффективности обучения, поведения детей и моделирование (создание ситуаций для развития) просоциальных навыков;
- подведение итогов совместных усилий сотрудников и заинтересованных сторон, корректировка деятельности;
- включение участия родителей;
- поддержка внедрения новых программ посредством предоставления четкого руководства/рекомендаций, подготовки и постоянной поддержки/мотивации педагогов.

С целью построения общешкольного подхода для формирования и укрепления психического здоровья ребенка и его позитивной социализации необходимо привлекать внимание к ежедневной работе образовательной организации, объединить обучение по профилактическим программам с академической миссией, организовать время и пространство в пределах учебного дня, обучать положительному взаимодействию с детьми, реагированию на сложные социальные, эмоциональные поведенческие ситуации. Иными словами, обеспечить подготовку всего педагогического состава в области применения социальных и эмоциональных навыков в практике; развития компетенций руководства школы; использования стратегий поведения как части повседневного взаимодействия учителя с детьми (например, идентификация и артикуляция чувств, общения, решение проблем, навыки преодоления трудностей).

При выстраивании общешкольной стратегии необходимо обращать внимание на:
- определение общешкольных правил / принципов;
- реализацию в школьных масштабах системы поощрения использования этих правил в повседневных ситуациях - подготовка преподавателей в области мониторинга и поощрение детей при использовании ими социальных и эмоциональных стратегий;
- информирование детско-взрослой общественности.

Вовлечение родителей может осуществляться посредством:
- развития ресурса для родителей в дополнение к навыкам и стратегиям, преподаваемым в образовательной программе;
- через информацию для родителей, родительские стратегии, домашние упражнения для детей и родителей;
- единые стратегии и практики в школе и дома;
- удобство, простоту в использовании, интерактивность, снижение затрат;
- расширение прав и возможностей родителей, укрепление позиции учреждения.

Источники:
1. Материалы выступлений участников международного семинара «Партнерство для детей - 2016». 21-24.03.2016. Keble College. Оксфорд. Великобритания (пер. Кошелевой И.А.):
1.1. Aleisha Clarke WSA. University of TWENTE. Нидерланды.
1.2. Biza Stenfert Kroese, Gemma Unwin. University of birmingham. Великобритания.
1.3. Dora Gudrunsdottir. Helping children to flourish. Исландия.
1.4. Mette Ystgaard. How It All Began. Норвегия.
2. Википедия. Задирание, травля, буллинг. 
3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
4. Соковнина М.С. Эмоциональная грамотность как часть профессиональной компетентности педагога. 
5. Фирсова С. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника // Молодой ученый. - 2015. - №1.2. - С. 47-49