Десять правил сохранения психического здоровья

Мысли позитивно: от этого становится легче. Береги тех, кого любишь. Продолжай учиться, пока живешь. Учись на своих ошибках. Делай физические упражнения ежедневно, это улучшает самочувствие. Не усложняй свою жизнь излишне. Старайся понимать и поддерживать тех, кто вокруг тебя. Не сдавайся! Помни, что успех в жизни - это марафон. Узнавай себя, ищи и развивай новые таланты. Ставь себе цели и следуй за мечтой.

27 сентября 2016 г.

Обратная связь

23 октября 2015 в 21:03
Вчера над моим занятием "сгустились тучки" сразу от нескольких мальчишек. Я спросила у них, почему. Каждый дал похожий ответ:
- Потому что с нами не стал играть... [мальчик].
Действительно, один из мальчишек сидел в сторонке и сильно грустил. Когда я подошла к нему и спросила, почему, он прошептал мне на ушко:
- Я очень хочу сказать Вам... Мне грустно о того, что в садике со мной не играют ребята, но я, кажется, уже придумал - нужно подойти к ним и сказать "давайте играть".
- Ты знаешь, мне кажется, это вполне разумный способ. Попытаться, в любом случае, стОит, правда?
В итоге этот мальчик раскрасил солнышко и грустный "смайлик" ("занятие понравилось, но чувствовал я себя не очень"). И вот, что получается, пока один человек грустит от того, что с ним не играют где-то в другом месте [в садике], остальные огорчаются от того, что этот человек отходит в сторону и не играет с ними здесь и сейчас.


5 ноября 2015 в 19:50
После первых двух занятий:
- Екатерина Сергеевна, Вы знаете, так странно, но мне все ваши занятия нравятся...!
Две недели спустя:
- Я раскрасила синим цветом смайлик, потому что мне не всё понравилось на занятии.
- Почему же тогда ты не раскрасила тучку?
- Ну... не стала...
- Я ведь всех ребят прошу выбрать солнышко, или тучку [нравится - не нравится], веселый смайлик или грустный [чувствовал себя хорошо - плохо, и, кстати, на цвете я не акцентирую внимание]. Что же тебе не понравилось в занятии?
- Вы меня не замечали.
- Разве ты не поднимала руку, а я не предлагала тебе высказаться? И ты сегодня отвечала на мои вопросы.
- Отвечала...
- Я хочу сказать, что я тебя замечаю. Я стараюсь всех ребят замечать. Просто мне не всегда бывает легко, ведь другим ребятам тоже хочется высказать свое мнение...
- Ну, вообще-то, да...


15 ноября 2015 в 22:24
На прошедшей неделе один человек "влепил" мне тучку по причине того, что было скучно. Зато другой человек из этой же компании и в этот же день (кажется, впервые за всю осень) раскрасил вместо тучки солнце. Вот такое противоречие. А дети - молодцы. Они честные.

19 ноября 2015 в 22:56
- Сегодняшнее занятие мне не понравилось [раскрашена тучка], потому что мою мысль сказали, раньше, чем я успела это сделать".


28 ноября 2015 в 23:33
- Почему ты раскрасил солнышко, а еще веселую и грустную рожицу?
- Занятие мне понравилось, но я чувствую себя голодным.

9 января 2016 в 12:39
В субботу, на последнем занятии уходящего 2015 года среди множества "солнышек" возникла "тучка" с печальным сообщением - "мне скучно". 
Я, конечно, огорчилась, а потом стала вспоминать, что за эти полгода наших встреч с автором именно этой "тучки" я стала замечать, что этот человек стал постепенно (далеко не сразу) включаться в общий круг во время игр, иногда (тоже не всегда и не сразу) высказывал собственное, очень интересное мнение по теме занятия, и совсем постепенно стали появляться тихие и от того более дорогие моему сердцу улыбки.
Самая прекрасная улыбка появилась недавно, когда дети рисовали своих [бумажных] друзей, а потом рассказывали о них. Один из лучших, трогательных рассказов посвящался именно этой улыбке. И это было какое-то идеальное мгновение на троих...

Скучно. Кому из нас не бывает скучно? Как вы с этим справляетесь? Помните, правило полезного решения: "если чувствуешь себя плохо (грустишь, скучаешь), нужно сделать что-то, чтобы самому стало лучше, а другим не навредило"? И какое значение вкладывают дети в это слово? Довольно часто, и дети, и взрослые путают понятия, имеющие отношение к внутренним ощущениям, чувствам, эмоциям, душевному состоянию. И, как выясняется, дети, пытаясь оценить занятие, учатся анализировать конкретный отрезок своего пребывания, частенько смешивая состояние "здесь и сейчас" с воспоминаниями о "прошлой неделе", "днем в садике", "вчера дома", "на прошлый Новый год"... Не потому ли, что за целую неделю с ними никто не поговорил, не рассудил, не спросил, не поддержал...


И, да, я не стремлюсь развеселить, хотя придаю огромное значение радости, смеху, добрым шуткам (ведь чувство юмора - один из показателей интеллектуального развития) и баловству как умению расслабляться.


...Думаю, хорошо то, что ребенок, в данном случае, имеет возможность высказаться, не боясь осуждения педагога. Что может сделать педагог в этой ситуации? Я предложила ребенку поговорить со своей мамой и обсудить возможность дальнейшего посещения занятий: "Так бывает. Мне будет грустно без тебя, но решать тебе с твоей мамой." Я - за честные отношения и добрую детскую волю. Уверена, что, если у ребенка проснулось ощущение, что что-то ему не нравится, просто нужно помочь подыскать ему (ей) занятие по душе. Да, здравствует, дополнительное образование, дающее тысячу возможностей найти себя.


...Впрочем, возможно, человеку необходима передышка, его нужно просто оставить в покое на некоторое время (ведь каждый из нас иногда испытывает усталость от "гонки", перенасыщенности разными событиями и делами). 



В прошлом году как раз была такая ситуация. Одна маленькая девочка была так занята (до слёз) в подготовительной к школе группе детского сада, в кружках и секциях (каждый день ее был расписан с утра до вечера!), что именно эти занятия оказались крайней точкой ее терпения (это был ее единственный свободный вечер). И я рада тому, что ребенку удалось внятно объяснить свою позицию маме. Ей "освободили" сразу несколько вечеров.